КАРДИНЕР
(Kardiner) Абрам (1892 - 1981) - американский психиатр, этнолог, психоаналитик
и социолог. Д-р наук. В 1921-1922 гг. прошел курс дидактического психоанализа у
З. Фрейда и работал с ним в Вене. По возвращении в Нью-Йорк начал практиковать
психоанализ. Сотрудничал с К. Оберндорфом. Был членом Нью-Йоркского
психоаналитического общества. Входил в группу лидеров Ассоциации
психоаналитической медицины Колумбийского ун-та, в котором первым начал
подготовку врачей-психоаналитиков. В 1933 г. организовал семинар по социологическим
работам З. Фрейда. Совместно с антропологом Ральфом Линтоном исследовал
особенности психики и личности людей, принадлежащих к различным этническим,
расовым и культурным группам. Разработал психодинамическое понимание
национального характера. Изучал положение негров в системе американской
демократии, проблемы агрессивности, воспитания, религии, травматические неврозы
военного времени ( 1941 ), адаптационные возможности личностных структур и др.
Первым предложил осуществить интеграцию психоанализа и антропологии на основе эгопсихологии
и е е понятийного аппарата. Особое внимание уделял
исследованию проблем личности, общества и культуры. В развитии собственных
представлений исходил из психоаналитического понимания природы, структуры и
формирования личности. В дальнейшем осуществил его культурологическую и
социологическую модернизацию. Считал, что формирование личности осуществляется
под влиянием культуры и различных социальных институтов, развитие которых в
свою очередь обусловливается географическими, экономическими, этническими и др.
факторами. Создал концепцию базисной структуры личности. Полагал, что базисная
структура личности и типичные черты группового характера, свойственные всем
индивидам данной культуры или субкультуры, являются продуктом специфического
способа воспитания людей (в особенности в период детства ).
Считал, что понятие "базисная структура личности" является
эффективным операциональным инструментом анализа в социальных науках. На основе
психоаналитически ориентированного сравнительного анализа культур пришел к
выводу, что культурное развитие в значительной мере определяется используемыми
обществом методами выживания и самосохранения. Установил и продемонстрировал
связь между религией и детскими переживаниями. Считал, что в каждой конкретной
культуре религиозные системы представляют собой своеобразный слепок с
переживаний ребенка, связанных с родительским воспитанием. Отмечал, что при
наличии относительной универсальности понятия божества, способы, при помощи
которых люди домогаются божественной помощи, изменяются в зависимости от
специфики детских переживаний и особых жизненных целей, определяемых обществом.
В связи с культурологической и социологической акцентировкой психоаналитически
ориентированных концепций К. иногда относят к лидерам неофрейдизма. Автор книг
"Индивид и его общество" (1939), "Психологические границы
общества" (1945) и др.
В.И.
Овчаренко